Своеобразным «хлебным» брендом казахской гастрономической культуры является «бауырсақ», представляющие собой пончики круглой или ромбовидной формы. Распространены они у многих тюркских народов: башкир, кыргызов, узбеков, хакасов и др., а также их ближайших соседей – таджиков.
Слово происходит от «бауыр» – брат, поэтому бауырсаки в символическом значении могут рассматриваться как объединение, братство, единство. Они обязательный атрибут традиционного дастархана. У башкир бауырсаки – обязательный атрибут свадебного обряда. Так, девушка, выходящая замуж, обязательно подносила блюдо с бауырсаками родственникам жениха – по ним оценивались умения и даже характер будущей невестки: если баурсаки маленькие считалось, что она жадная, если большие, то ленивая. Поэтому башкирки стремились изготовить их в идеальной форме. Интересный обряд существует у кыргызов: в день укладывания новорожденного в бесік проводился обряд «боорсақ чочма»: в колыбель через отверстия опускали бауырсаки с добрыми пожеланиями ребенку.
Тюркские женщины готовят и такую разновидность как «ши бауырсақ» (ши – мелкое). Они считаются детским угощением, возможно поэтому такие баурсаки «участники» обряда шашу – осыпание новобрачных с пожеланием хорошей жизни и многочисленного потомства.
Семантический статус бауырсаков в тюркской культуре подкрепляется народными легендами. У башкир хан, искавший единственному сыну невесту из тысяч претенденток, женил его на дочери простого пастуха, которая из самых простых ингридиентов и на скорую руку смогла изготовить волшебный десерт – бауырсаки. В казахской легенде — у одного хана были рога и он убивал впоследствии всех, кто его брил. Пришла очередь к единственному сыну одной женщины, которая дала сыну бауырсаки. Ими сын угостил хана, после чего последний объявил брадобрея своим молочным братом и не казнил его.
Бауырсаки у казахов и других тюркских народов в своем символическом значении несут смысл братства, единения и изобилия.